http://www.zoofirma.ru/

 

Утверждена
приказом директора
ГКУ Нижегородской области
«Управление социальной защиты населения городского
округа город Кулебаки»
от 09.02.2017г.  № 19

 

 

 

Антикоррупционная политика
ГКУ НО «Управление социальной защиты населения городского округа город Кулебаки»

 I. Цель: Создание эффективного механизма противодействия коррупции

Задачи:
1. Создание системы мер противодействия коррупции в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения городского округа город Кулебаки».
2. Устранение причин, порождающих коррупцию и противодействие условиям, способствующим ее появлению.
3.  Вовлечение сотрудников учреждения в реализацию антикоррупционной политики.
4.  Формирование антикоррупционного сознания нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.

 II. Основные понятия антикоррупционной политики 

 Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

 Предупреждение коррупции - деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

Взятка - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

III. Нормативно – правовое обеспечение и ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики

 Основополагающими нормативными правовыми актами в сфере борьбы с коррупцией являются:
Федеральный закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции");
Закон  Нижегородской области от 07.03.2008г. № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области».

Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения установлена статей 13 Федерального закона "О противодействии коррупции". Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Трудовое законодательство не предусматривает специальных оснований для привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации.

В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) существует возможность привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности. Так, согласно статье 192 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5,6,9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336, а также пунктами 7 или 7.1 первой части статьи 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе в следующих случаях:

- однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашении персональных данных другого работника (подпункт "в" пункта 6 части 1 статьи 81 ТК РФ);

- совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (пункт 7 части первой статьи 81 ТК РФ);

- принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (пункт 9 части первой статьи 81 ТК РФ);

- однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (пункт 10 части первой статьи 81 ТК РФ).

 IY. Основные принципы антикоррупционной политики 

 При создании системы мер по противодействию коррупции  ГКУ  НО «УСЗН г.о.г. Кулебаки»  основывается на следующих принципах:
- принцип соответствия политики учреждения действующему законодательству и общепринятым нормам;
- принцип личного примера руководства;
- принцип вовлечения работников;
- принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции;
- принцип ответственности и неотвратимости наказания;
- принцип открытости деятельности учреждения;
- принцип постоянного контроля  и мониторинга антикоррупционных стандартов и процедур.

 Y. Область применения политики и круг лиц, подпадающих под ее действие

 Основным кругом лиц, попадающих под действие антикоррупционной политики, являются работники ГКУ НО «УСЗН г.о.г. Кулебаки», находящиеся в трудовых отношениях с учреждением вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых обязанностей.

 YI. Определение должностных лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики

В ГКУ НО «УСЗН г.о.г. Кулебаки» приказом директора определяется должностное лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики. Должностное лицо должно иметь высшее образование, пользоваться авторитетом в трудовом коллективе.

Задачи должностного лица, ответственного за реализацию антикоррупционной политики:
1. реализация антикоррупционных мер;
2. контроль и мониторинг антикоррупционной работы.
Должностные обязанности лица, ответственного за антикоррупционную политику:
- разработка и представление на утверждение руководителю учреждения проектов локальных нормативных актов учреждения, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (антикоррупционной политики, кодекса этики и служебного поведения работников и т.д.);
- проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками учреждения;
- организация проведения оценки коррупционных рисков;
- прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами организации или иными лицами;
- организация заполнения и рассмотрения деклараций о конфликте интересов;
- организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;
- оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.

 YII. Обязанности работников по предупреждению и противодействию коррупции 

 В  ГКУ НО «УСЗН г.о.г. Кулебаки» все работники, кроме хозяйственного персонала, связаны с коррупционными рисками, в связи с этим на всех работников возлагаются обязанности:
- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени учреждения;
- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени учреждения;
- незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство учреждения о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
- незамедлительно информировать непосредственного начальника/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство учреждения о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами учреждения или иными лицами;
- сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

В целях эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей  приказом директора учреждения утверждены:
- Порядок уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работника ГКУ НО «УСЗН г.о.г. Кулебаки»;
- форма уведомления о фактах обращения  в целях склонении работника к совершению коррупционного правонарушения;
- форма журнала регистрации фактов обращения  в целях склонении работника к совершению коррупционного правонарушения;
- Порядок защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях.

 YIII. Установление перечня антикоррупционных мероприятий

 В целях предупреждения и противодействия коррупции в учреждении принимается план конкретных мероприятий на определенный срок. Набор мероприятий может варьироваться и зависит от потребностей и возможности учреждения, а также план должен соответствовать изменениям федерального и регионального законодательства в области антикоррупционной политики. Мероприятия плана содержат следующие направления:
- нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения;
- разработка и введение специальных антикоррупционных процедур;
- обучение и информирование работников;
- обеспечение соответствия системы внутреннего контроля требованиям антикоррупционной политики;
- оценка результатов проводимой антикоррупционной работы.

План мероприятий по противодействию коррупции утверждается приказом директора учреждения отдельным локальным актом.

 IX.  Оценка коррупционных рисков

 Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных процессов и трудовых операций в деятельности учреждения, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками коррупционных правонарушений в целях получения личной выгоды.

Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности учреждения.

Для определения коррупционных рисков анализу подвергаются отдельные трудовые функции и в них обозначаются элементы, при выполнении которых наиболее вероятно возникновение коррупционных нарушений. Данный анализ проводится с участием всех работников учреждения и на основании его готовится «карта коррупционных рисков» - сводное описание «критических» точек и возможных коррупционных нарушений с разработкой мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.

При изменении ситуации в деятельности учреждения оценка коррупционных рисков может проводиться по мере необходимости.


 



 IX. Выявление и урегулирование конфликта интересов 

Выявление конфликта интересов в деятельности организации и ее работников является одним из важных способов предупреждения коррупции. Значительной части коррупционных правонарушений предшествует ситуация хрупкого равновесия, когда работник учреждения уже видит возможность извлечь личную выгоду из не должного исполнения своих обязанностей, но по тем или иным причинам еще не совершил необходимых для этого действий. Если своевременно зафиксировать этот момент и тем или иным образом склонить работника к должному поведению, можно не допустить правонарушения и избежать причинения вреда.

С целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности работников учреждения, а значит и возможных негативных последствий конфликта интересов в учреждении:
утверждены:
- Положение о порядке предотвращения и урегулирования конфликта интересов в ГКУ НО «УСЗН г.о.г Кулебаки»,
- форма уведомления о возникновении конфликта интересов или о возможности его возникновения,
- форма журнала  регистрации данных уведомлений,
определено:
- лицо, ответственное за прием уведомлений о конфликте интересов,
- лицо, ответственное за профилактику коррупционных правонарушений.

Основные принципы управления конфликта интересов:
-обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;
- индивидуальное рассмотрение и оценка рисков для учреждения при выявлении каждого конфликта интересов;
- конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;
- защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован учреждением.

Ситуации, которые могут привести к возникновению конфликта интересов

Поступившая информация о конфликте интересов должна быть тщательно проверена уполномоченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникающих для организации рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов. Следует иметь в виду, что в итоге этой работы учреждение может придти к выводу, что ситуация, сведения о которой были представлены работником, не является конфликтом интересов и, как следствие, не нуждается в специальных способах урегулирования. Учреждение также может придти к выводу, что конфликт интересов имеет место, и использовать различные способы его разрешения, например:
- ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;
- добровольный отказ работника учреждения или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;
- пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника;
- временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями;
- перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;
- передача работником принадлежащего ему имущества, являющегося основой возникновения конфликта интересов, в доверительное управление;
- отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами учреждения;
- увольнение работника из организации по инициативе работника;
- увольнение работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей  и т.д.

Обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов:
- при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами учреждения – без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;
- избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;
- раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;
- содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.

 IX.  Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы учреждения

Важным элементом работы по предупреждению коррупции является внедрение антикоррупционных стандартов поведения работников в культуру учреждения. Для этого в учреждении принят Кодекс этики и служебного поведения работников. Кодекс включает положения, устанавливающие ряд правил и стандартов поведения работников, затрагивающие общую этику деловых отношений и направленные на формирование этичного и добросовестного поведения работников в коллективе и при взаимодействии с клиентами.

Работники учреждения при исполнении должностных обязанностей не должны допускать поведения, которое может быть расценено гражданами, обращающимися в учреждение, как намек на взятку или подарок.

Работникам следует избегать обсуждения с гражданами, чья выгода зависит от решений и действий работников, тем, которые могут восприниматься как просьба о даче взятки:
- низкий уровень заработной платы работника и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;
- желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
- отсутствие работы у родственников работника;
- необходимость поступления детей работника в образовательные учреждения и т.д.;

Не желательно также употреблять слова и выражения, которые могут быть восприняты как просьба о даче взятки. К числу таких выражений относятся, например: "вопрос решить трудно, но можно", "спасибо на хлеб не намажешь", "договоримся", "нужны более веские аргументы", "нужно обсудить параметры", "ну что делать будем?" и т.д.

Обязанность выполнения Кодекса этики служебного поведения внесена в должностные обязанности всех работников учреждения.

 X.Обучение работников

 Одними из основных мер по противодействию коррупции является обучение работников учреждения профилактике коррупции. Целью обучения является формирование знаний по законодательству о коррупции и навыков антикоррупционных действий.

Обучение проводится по следующей тематике:
- юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений;
- ознакомление с требованиями законодательства и внутренними документами учреждения по вопросам противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности учреждения;
- выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении трудовых обязанностей;
- поведение в ситуациях коррупционного риска, в частности в случаях вымогательства взятки со стороны должностных лиц государственных и муниципальных, иных организаций;
- взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики и противодействия коррупции.

Стандартно выделяются следующие группы обучаемых:
- лица, ответственные за противодействие коррупции в организации;
- руководящие работники;
- иные работники организации.

В зависимости от времени проведения можно выделить следующие виды обучения:
- обучение по вопросам профилактики и противодействия коррупции непосредственно после приема на работу;
- обучение при назначении работника на иную, более высокую должность, предполагающую исполнение обязанностей, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
- периодическое обучение работников учреждения с целью поддержания их знаний и навыков в сфере противодействия коррупции на должном уровне 1 раз в год;
- дополнительное обучение в случае выявления провалов в реализации антикоррупционной политики, одной из причин которых является недостаточность знаний и навыков работников в сфере противодействия коррупции.

Консультирование по вопросам противодействия коррупции обычно осуществляется в индивидуальном порядке.

 XI.Внутренний контроль

 Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлена обязанность для всех организаций осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций, также обязанность организовать внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Система внутреннего контроля учреждения способствует профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности учреждения. При этом наибольший интерес представляет реализация таких задач УСЗН системы внутреннего контроля, как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности учреждения и обеспечение соответствия деятельности учреждения по работе с клиентами требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов учреждения. Для этого система внутреннего контроля должна учитывать требования антикоррупционной политики, реализуемой организацией, в том числе:
- проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;
- контроль документирования операций хозяйственной деятельности учреждения;

Внутренний контроль  направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.

- проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.

План внутреннего контроля принимается ежегодно в структуре перспективного плана учреждения на год. Система внутреннего контроля по предоставлению мер поддержки граждан утверждена приказом директора учреждения.

 XIY. Взаимодействие с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции и сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции 

Взаимодействие с представителями государственных органов, реализующих контрольно-надзорные функции в отношении УСЗН, связано с высокими коррупционными рисками. В связи с этим учреждение и его сотрудникам рекомендуется уделить особое внимание следующим аспектам.

1. Сотрудникам учреждения следует воздерживаться от любого незаконного и неэтичного поведения при взаимодействии с государственными служащими, реализующими контрольно-надзорные мероприятия. При этом необходимо учитывать, что на государственных служащих распространяется ряд специальных антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений.

В частности, ограничения установлены в отношении возможности получения государственными служащими подарков. Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещает дарение государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей подарков, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим запрещено в связи с исполнением должностных обязанностей получать вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, иные вознаграждения). Такие подарки гражданские служащие не могут принимать даже для последующей их передачи в собственность государственного органа. Исключение сделано лишь для подарков, получаемых гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями.

Таким образом, гражданскому служащему, осуществляющему в отношении учреждения контрольно-надзорные функции, по сути, запрещено получать любые подарки от учреждения и его представителей.

В связи с этим, сотрудникам учреждения рекомендуется воздерживаться от предложения и попыток передачи проверяющим любых подарков, включая подарки, стоимость которых составляет менее трех тысяч рублей.

При этом следует учитывать, что в соответствии со статьей 19.28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации на организацию налагаются меры административной ответственности в форме кратного штрафа за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Также следует принимать во внимание, что в соответствии с действующим законодательством государственные служащие обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Сотрудникам учреждения рекомендуется воздерживаться от любых предложений, принятие которых может поставить сотрудника учреждения в ситуацию конфликта интересов, в том числе:

- предложений о приеме на работу в организацию государственного служащего, осуществляющего контрольно-надзорные мероприятия, или членов его семьи, включая предложения о приеме на работу после увольнения с государственной службы;
- предложений о передаче в пользование государственному служащему, осуществляющему контрольно-надзорные мероприятия, или членам его семьи любой собственности, принадлежащей организации (или аффилированной организации);
- предложений о заключении организацией контракта на выполнение тех или иных работ, с организациями, в которых работают члены семьи государственного служащего, осуществляющего контрольно-надзорные мероприятия, и т.д.

Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности учреждения декларируемым антикоррупционным стандартам поведения. Данное сотрудничество может осуществляться в различных формах.

Во-первых, учреждение принимает на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых учреждению  (работникам учреждения) стало известно. Необходимость сообщения в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых стало известно учреждению, может быть закреплена за лицом, ответственным за предупреждение и противодействие коррупции в учреждении.

Учреждение принимает на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения.

Сотрудничество с правоохранительными органами также может проявляться в форме:
- оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности учреждения по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.

Руководству учреждения и ее сотрудникам следует оказывать поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимать необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях. При подготовке заявительных материалов и ответов на запросы правоохранительных органов рекомендуется привлекать к данной работе специалистов в соответствующей области права.

Печать E-mail

УСЛУГИ И СЕРВИСЫ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ:

Яндекс карта

http://www.zoofirma.ru/